Get Adobe Flash player

Календарь публикаций

« Май 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Новое на сайте

Коновалова Р.И.

« Документы об образовании, КПК | Опыт введения ФГОС в ДОУ »

14 июня 2017

Педагогические практики, применяемые в МБДОУ Приморский детский сад. (инструктор по физической культуре Коновалова Р.И.)
Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) предусматривает реализацию нескольких образовательных областей, среди них особое место занимает «физическое развитие». Эта область включает, среди прочего, приобретение детьми опыта в двигательной деятельности, в т.ч. связанной с выполнением упражнений, которые направлены на развитие физических качеств. К числу важных физических качеств, которые начинают развиваться в период дошкольного детства, следует отнести быстроту.
Значение развития способности к быстроте определяется в дошкольном возрасте ее необходимостью в целях формирования и совершенствования бега, различного вида прыжков и метаний, в подвижных играх, а также для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Быстрота движений ребенка дошкольного возраста в практике работы дошкольных организаций определяется по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м). Она выражается количеством метров, которые преодолеваются детьми за секундный период времени.
Так, в ходе педагогического мониторинга, в котором принимало участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте 5-6 лет, мы выяснили, что: 1) высокий уровень быстроты характерен для 12% дошкольников; 2) средний уровень быстроты присущ для 88% детей. Таким образом, можно констатировать, что большинство старших дошкольников характеризуется средним уровнем развития исследуемого физического качества.
По результатам мониторинга инструктор по физической культуре совместно с педагогами приняли решение совершенствовать способности к быстроте у детей старшего дошкольного возраста.
Нами разработана определенная система работы.
При подборе игр и упражнений для развития быстроты у дошкольников мы руководствуемся общепедагогическими принципами (соответствие возрасту, подготовленность ребенка, постепенное усложнение заданий, их повторность), учитываем специфические для этого физического качества требования: 1) движение должно осваиваться ребенком в медленном темпе; 2) небольшая продолжительность упражнений на быстроту, чтобы к концу их выполнения не снижалась скорость, и ребенок не утомлялся; 3) упражнения для развития быстроты не должны быть однообразными; 4) игры и упражнения следует проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.
В соответствии с реализуемой в МБДОУ Приморский детский сад основной образовательной программой на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и руководствуясь практическими рекомендациями по проведению физкультурной образовательной деятельности, которые изложены в пособиях Л.И. Пензулаевой, педагоги в целях развития быстроты используют следующие упражнения: 1) для развития быстроты реакции: старты из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа, спиной назад, из упора на коленях; чередование движений: ходьба – прыжки, прыжки – приседания; изменение направления движений при ходьбе и беге по сигналу; изменение интенсивности движений: ходьба – бег интенсивный, бег медленный – бег с ускорением; 2) для развития способности в короткое время увеличивать темп движения: бег в максимальном темпе на дистанции 10 м 5-6 раз; бег с высоким подниманием бедра, отведением голени назад; бег с ускорением; 3) для развития умения приспосабливать и регулировать длину бегового шага: бег с перешагиванием через гимнастические палки, которые уложены на разном расстоянии (одинаковом, увеличенном, уменьшенном); бег скрестным шагом по обручам.
В условиях дошкольной организации мы стараемся предоставить детям указанной возрастной категории возможности для активного применения своих физических способностей: на прогулке прыгать и лазать по-разному, а не только так, как на физкультурных занятиях; играть с мячом, метать различные предметы своим способом. В группе и на участке детского сада у нас имеются в наличии пособия для стимулирования разных движений: мячи, скакалки, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени и прочее. Педагоги учат старших дошкольников пользоваться указанными пособиями в упражнениях и играх, показывают разные способы движений, постепенно их усложняя. Педагоги всегда поощряют появляющиеся у детей самостоятельные попытки овладевать движениями, стимулируют придумывание ими новых вариантов действий с пособиями, спортивным инвентарем.
Общеизвестным является тот факт, что развитию быстроты способствуют также подвижные игры, так как при их проведении подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения. В этот момент у дошкольника формируется двигательная реакция на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния между ними и времени, которое остается до его приближения.
В целях развития быстроты у старших дошкольников мы широко используем игры народов Поволжья. Выбор этих игр обусловлен следующими моментами: во-первых, одним из принципов дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является учет этнокультурной ситуации развития детей; во-вторых, наш детский сад посещают дети, родители которых являются представителями разных национальностей: чуваши, татары, русские.
Так, мы сделали подборку народных игр, которые способствуют развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста. В их число вошли следующие игры: 1) русские – «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Филин и пташки», «Горелки», «Пятнашки», «Ляпка», «Ловишка в кругу», «Заря», «Гуси», «Пчелки и ласточка», «Волк», «Посигутки», «Стадо»; 2) татарские – «Продаем горшки», «Серый волк», «Скок-перескок», «Хлопушки», «Займи место», «Ловишки», «Перехватчики», «Лисички и курочки», «Угадай и догони», «Кто первый?», «Мяч по кругу», «Спутанные кони»; 3) чувашские – «Хищник в море», «Рыбки», «Расходитесь!», «Деревце мое», «Выходи на улицу», «Резвые белки», «Мышки-плутовки» и т.д. Указанные игры направлены преимущественно на совершенствование беговых навыков и быстроты реакции в изменяющихся условиях.
В традициях детского сада существует преемственность со школой. Совместно с младшими школьниками в течение учебного года неоднократно проводились различные эстафеты. Эстафеты проводятся с целью формирования навыка скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы предполагаем, что систематическое использование различных педагогических методов, средств и приемов будет способствовать совершенствованию физического качества быстроты у старших дошкольников.
Для дальнейшего совершенствования скоростных способностей планируем на следующий учебный год использовать нестандартное спортивное оборудование. С целью распространения опыта планируем взаимодействие с другими детскими садами (проведение соревнований).
На общем родительском собрании многими родителями было предложено проводить работу с детьми по развитию гибкости. Зная методику по развитию физического качества гибкость, инструктор по физической культуре в течение учебного года проводила индивидуальные занятия с группой детей старшего дошкольного возраста. В течение учебного года дети развивали свои способности, научились выполнять акробатические упражнения, показывая свои результаты на общесадовских мероприятиях. В июне группа детей, занимающихся акробатикой, выступила с акробатическим этюдом на концерте в СДК и на школьной оздоровительной площадке.
В 2017-2018 уч.г. планируем продолжить работу над развитием физических качеств детей.

Контакты: 662356, Красноярский край, Балахтинский район, п. Приморск, улица Карла Маркса 11, помещение 1,2 | тел.:8(39148)32-2-59 | e-mail:detskiysad11@mail.ru

Copyright В© 2015. All Rights Reserved.