Get Adobe Flash player

Сухарева Т.В

« ПДД | Опыт введения ФГОС в ДОУ »

6 октября 2017

Воспитатель Сухарева Татьяна Викторовна.

Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения информации.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Первоначально таблицы составляют воспитатели, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Работу по этой методике я разделила на несколько этапов по принципу «от простого к сложному».
На первом этапе я знакомлю детей с символами. Мы учимся «находить слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.

На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала предложения даются простые, из 2-х — 3-х слов, затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.

На третьем этапе – составление предложений из карточек-символов.

На четвертом этапе дети учатся составлять рассказы из готовых предложений.

Количество клеток в мнемодорожке и  мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей:
Для младших дошкольников от 4 до 9 клеток
Для старших дошкольников 9-16 клеток
Изображение должно быть: хорошо знакомым и понятным детям, отображать обобщённый возраст образ предмета (который оговорён с детьми)

Приём наглядного моделирования может быть использован в разных видах речевой деятельности: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ; заучивание стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как всегда справляются с трудным заданием.

На этапе составления описательного рассказа продолжали вводить в Мнемотаблицы символы, обозначающие слова. Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагали назвать предмет или объект. Затем дети обозначали цвет, они рассказывали о цвете предмета по цветовому пятну-палитре. Геометрические фигуры – обозначали форму объекта. Если символом была «рука» — дети понимали, что надо говорить о том, какой предмет на ощупь или называть действие с ним. «Образ человека» — символизировал, для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» — напоминали о том, что рассказывать надо, из каких частей состоит объект. По мере необходимости использовали и другие символы. Далее знакомили детей с понятием отрицания, вводили символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» обозначал слово «несъедобный». Обращали внимание на то, что Мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, все образы также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивали по мере необходимости. В процессе НОД создавали максимально возможные условия для рассуждения, описания обстоятельств развития событий.

В процессе работы по новой технологии и на основании анализа достаточно эффективных результатов развития навыков связной речи детей своей группы пришли к выводу, что рассказывание по схеме помогает детям развивать диалектику и логику мышления, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные речевые решения и обороты.

Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его. Постепенно память дошкольников укрепилась, стала более «цепкой». Появились качественные изменения в развитии не только памяти, но и образного мышления, и, конечно, творческого воображения. Дети стали запоминать намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Наша работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами.  
Использование мнемотехники мы восприняли, как начальную, «пусковую», но при этом эффективную технологию, так как она позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Мнемотаблицы, в свою очередь, служат лишь дидактическим материалом в работе по развитию связной речи. Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и информативным, мнемотехника справляется просто великолепно.


категория: Сухарева Т.В / печать

Контакты: 662356, Красноярский край, Балахтинский район, п. Приморск, улица Карла Маркса 11, помещение 1,2 | тел.:8(39148)32-2-59 | e-mail:detskiysad11@mail.ru

Copyright В© 2015. All Rights Reserved.